Новопышминская слобода разрасталась, и к середине 18 века входила в десятку самых крупных из 55 слобод на восточном склоне Урала. Но все еще оставалась на левом берегу Пышмы.
Берег левый — Берег правый
Надо отметить, что левый берег по-прежнему оставался лесным, а вот правый был светлый и пологий, с пашнями и лугами. Но переселиться туда не было никакой возможности.
Ведь на правом, как раз напротив, вот уже 100 лет как стояло подворье Невьянского Богоявленского монастыря — самого крупного землевладельца на Среднем Урале. И монахи не спешили отдавать свои угодья, несмотря на то, что жителей и крестьян там было в разы меньше, чем в слободе напротив.
При этом и власть чинила разные неудобства. К примеру, император Петр I в 1703 году решил монастырских крестьян передать Демидовским заводам.
Правда, через 3 года вернул. Но не всех.
При этом и власть чинила разные неудобства. К примеру, император Петр I в 1703 году решил монастырских крестьян передать Демидовским заводам.
Правда, через 3 года вернул. Но не всех.

В общем, поглядывали новопышминцы со своего левого лесного берега на степную правую сторону, «богатую пашенными землями и сенокосными угодьями», но сделать ничего не могли.
А покамест строились, устраивали ярмарки, и чтоб веселее коротать время за наблюдением с левого берега — открыли винокуренный завод :)
Варили пиво, делали ягодные наливки, ржаную и анисовую водку. И жить веселей, и рабочие места, сами понимаете. К 1719 г., согласно переписи, на заводе Степана Третьякова численность только заводских работников вместе с семьями составляла уже более 80 человек.
А покамест строились, устраивали ярмарки, и чтоб веселее коротать время за наблюдением с левого берега — открыли винокуренный завод :)
Варили пиво, делали ягодные наливки, ржаную и анисовую водку. И жить веселей, и рабочие места, сами понимаете. К 1719 г., согласно переписи, на заводе Степана Третьякова численность только заводских работников вместе с семьями составляла уже более 80 человек.

Долгожданные перемены
Во второй половине века фортуна в лице Императрицы Екатерины II решила «доколе?!» и вновь благоволила новопышминцам.
По императорской реформе 1764 года о секуляризации некоторых монастырей, в число ликвидируемых попал и Невьянский Богоявленский вместе со своими подворьями. Государству перешла вся монастырская собственность: земли, крестьяне, угодья, а монахи с церковным имуществом и иконами переехали в село Абалак под Тобольском, где основали Знаменский монастырь. Там началась история новой обители, самой известной в Западной Сибири.
А Новопышминская слобода постепенно расширила свои владения и заняла-таки желанный правый берег.
По императорской реформе 1764 года о секуляризации некоторых монастырей, в число ликвидируемых попал и Невьянский Богоявленский вместе со своими подворьями. Государству перешла вся монастырская собственность: земли, крестьяне, угодья, а монахи с церковным имуществом и иконами переехали в село Абалак под Тобольском, где основали Знаменский монастырь. Там началась история новой обители, самой известной в Западной Сибири.
А Новопышминская слобода постепенно расширила свои владения и заняла-таки желанный правый берег.

В хрониках сохранились воспоминания старожилов, которые рассказывали, как вдоль реки по селу стояли бани, более 20 подряд. Они топились по-черному в определенные дни. В банях не только мылись, но и распаривали лен и коноплю, из которых после сушки вили веревки и ткали холсты.
А еще три раза в год новопышминцы устраивали у себя ярмарки, чтобы и товары нужные закупить, ну и погулять, само собой.
А еще три раза в год новопышминцы устраивали у себя ярмарки, чтобы и товары нужные закупить, ну и погулять, само собой.
Поварня
Какое-то время село существовало по обоим берегам, но понемногу старое левобережное поселение обособилось и назвалось селом Поварненским (другое название “Поваренное”, или “Поварня” в народе).
Почему Поварня? Потому что пиво варили, очевидно же.
Почему Поварня? Потому что пиво варили, очевидно же.

На картах П.С. Палласа в его атласе «Путешествия по разным провинциям Российского государства» 1788 года указана Новопышминская слобода уже на бывших землях Невьянского монастыря в междуречье Пышмы и Кунары. Да и на плане генерального межевания этой губернии (1822-1843 гг.) левобережное село уже поименовано с. Поваренное.
Обратно соединились села только в XX веке, после революции. Но название сохранилось в народе и по сей день.
Например храм свт. Николая Чудотворца, который вы проезжаете по пути к нам в отельный комплекс Аура Урала до сих пор местные зовут “Никольская церковь в Поварне”.
Обратно соединились села только в XX веке, после революции. Но название сохранилось в народе и по сей день.
Например храм свт. Николая Чудотворца, который вы проезжаете по пути к нам в отельный комплекс Аура Урала до сих пор местные зовут “Никольская церковь в Поварне”.
